Найдено тут - fractal nebula
Про Голлума и рыбку, или Песня Голлума в книге
Чем талантливей произведение, тем больше уровней прочтения в нём можно обнаружить. Есть непосредственно сам сюжет и герои, их личные взаимоотношения. Следующий уровень - это идеи, которые эти герои воплощают и раскрывают. Любой сюжет и любая идея уходят корнями в мифологию, историю языка, литературы, культуры и так далее. То есть любое произведение можно изучать «изнутри», как собственно историю, рассказанную автором, так и «снаружи», как послание автора читателям.
Автор может говорить с читателем тоже разными способами. И озвучивание каких-либо идей непосредственно устами героев – это только самый простой уровень диалога с читателем из возможных.читать дальше
Для понимания дальнейшего нужно вспомнить, что автор Властелина колец был убеждённым, искренне верующим христианином, в жизни которого вера занимала, наверно, центральное место. И ещё нужно вспомнить, что он был очень хорошо образованным человеком.
И его творчество, в частности, Властелина колец, можно смело отнести именно к христианскому искусству.
В письме к отцу Роберту Мюррею Толкин писал, что Властелин Колец является "по сути своей глубоко религиозным, католическим произведением, что сразу не бросается в глаза, но при ближайшем рассмотрении очевидно". Он также объяснял, что "религиозный элемент растворён в сюжете и символах…"
Символов там много, я сейчас хочу написать только об одном, иначе выйдет целый трактат, который никогда не закончится. Причём этот символ, хоть и вложен в уста героя, является именно прямым обращением автора к читателю, потому что герой ничего такого в виду не имеет. По крайней мере, на первый взгляд.
Особенность истории христианского искусства в том, что оно всегда было символичным. Во времена гонений христиане не могли исповедовать свою веру открыто, и для распознавания своих применялись тайные знаки. Эти знаки были одновременно нейтральными для непосвящённых и исполненными глубочайшего смысла для своих. За внешним изображением было спрятано скрытое послание, которое мог прочитать только верующий. Если вы понимаете суть символов, вам откроется совершенно иной уровень диалога автора с читателем.
Сложно не заметить, что в книге огромное значение уделяется песням. Практически каждый мало-мальски значимый герой, не говоря уже о главных, по ходу дела что-нибудь поёт. Голлум один из главных героев и у него тоже есть песня.
The cold hard lands,
they bites our hands,
they gnaws our feet.
The rocks and stones
are like old bones
all bare of meat.
But stream and pool
is wet and cool:
so nice for feet!
And now we wish –
…
We only wish
to catch a fish,
so juicy-sweet!
Казалось бы – и что?
А если подумать – единственная песня одного из ключевых, трагических героев просто о рыбке? А как построена эта песня? Он поёт, как ему плохо, что всё вокруг враждебно, и что рыба – единственная в его жизни радость. Он всё время голоден и ищет её. Его голод связан именно с мечтами о рыбе. Он спрашивает рыбу с Фродо и Сэма. Да сама его история начинается с рыбалки!
Что за голод такой и что он ищет?
Дальше скомпилировано из нескольких источников:
Рыба - один из наиболее часто встречающихся символов, означающий Христа.
В древнейшей части катакомб Калликста исследователи обнаружили изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином — евхаристический символ, обозначающий Христа, который приносит людям пищу спасения, новую жизнь.
Знак рыбы — это зашифрованный символ веры христиан, их исповедание: греческое слово «рыба» — Ίχθύς — представляет собой аббревиатуру начальных букв в следующей фразе: Иисус Христос Божий Сын Спаситель, сами христиане также символически изображались в виде рыбок.
Один из ранних Отцов Церкви — Тертуллиан — так писал: «Мы, маленькие рыбки, вслед за нашим Иисусом Христом в воде (благодати) рождаемся и, лишь пребывая в ней, можем быть невредимы».
Во времена гонений на христиан иногда при встрече незнакомцев один из них невзначай чертил на земле дугу, и если другой дополнял рисунок второй дугой, превращая линии в рыбу, оба понимали, что являются братьями по вере.
Часто рисунки рыбок служили для посвященных людей указателями к месту нахождения церкви, которая перестала конспирироваться после 313 года, когда император Константин возвестил о принятии христианства в качестве государственной религии.
Вообще в Новом Завете часто используется символика рыбы. Например, Господь говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». Как считают многие толкователи Священного Писания, образ рыбы здесь символизирует Христа как истинный Хлеб Жизни, а змея символизирует диавола.
Также Христос насыщает множество народа, взяв семь хлебов и «немного рыбок»: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились». При другом таком же чуде было пять хлебов и две рыбы.
Кроме того, Христос называет апостолов, бывших рыбаков, «ловцами человеков», а Царствие Небесное – «неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода».
У святого Амвросия, епископа Медиоланского, образ рыбы связывается с Искуплением, при этом он опирается на евангельский эпизод с рыбой, которую по приказанию Иисуса Христа выловил апостол Петр, нашедший у нее во рту золотую монету, чтобы дать в качестве жертвы для Иерусалимского храма.
Так что голод (а он не просто hungry, он famished – умирающий с голоду, причём постоянно, хотя вроде бы в состоянии добыть себе пропитание) Голлума имеет символическое значение – душа его жаждет спасения и искупления. Хотя он сам этого уже не осознаёт.
-------------------
А что касается того, "куда уплыл Фродо" - корабль под парусом символизирует Христианскую Церковь.
Сперла с Дыбра. Очень понравилось
Найдено тут - fractal nebula
Про Голлума и рыбку, или Песня Голлума в книге
Чем талантливей произведение, тем больше уровней прочтения в нём можно обнаружить. Есть непосредственно сам сюжет и герои, их личные взаимоотношения. Следующий уровень - это идеи, которые эти герои воплощают и раскрывают. Любой сюжет и любая идея уходят корнями в мифологию, историю языка, литературы, культуры и так далее. То есть любое произведение можно изучать «изнутри», как собственно историю, рассказанную автором, так и «снаружи», как послание автора читателям.
Автор может говорить с читателем тоже разными способами. И озвучивание каких-либо идей непосредственно устами героев – это только самый простой уровень диалога с читателем из возможных.читать дальше
Про Голлума и рыбку, или Песня Голлума в книге
Чем талантливей произведение, тем больше уровней прочтения в нём можно обнаружить. Есть непосредственно сам сюжет и герои, их личные взаимоотношения. Следующий уровень - это идеи, которые эти герои воплощают и раскрывают. Любой сюжет и любая идея уходят корнями в мифологию, историю языка, литературы, культуры и так далее. То есть любое произведение можно изучать «изнутри», как собственно историю, рассказанную автором, так и «снаружи», как послание автора читателям.
Автор может говорить с читателем тоже разными способами. И озвучивание каких-либо идей непосредственно устами героев – это только самый простой уровень диалога с читателем из возможных.читать дальше